Два выдающихся сооружения 30-х годов прошлого века превратили Москву в современный город. Это Канал им. Москвы, по которому в столицу пришла большая волжская вода, и столичный метрополитен.
Приход волжской воды в Москву 70 лет назад на долгие годы решил две важнейшие задачи: надежно обеспечил москвичей питьевой водой и обводнил Москву-реку. Вода из Канала имени Москвы поступает через Акуловский гидроузел на Восточную и Северную водопроводные станции и снабжает полстолицы. И та же волжская вода из канала в районе Строгино поступает в Москву-реку, делая ее полноводной даже в самое засушливое лето... Канал проектировался со сроком службы в 100 лет.
Что дал канал Москве? Обычно разговор о его роли начинают с транспортного значения. Ведь это судоходный путь, о котором мечтал еще Петр I. Великий реформатор считал, что канал сулит "зело большие выгоды для развития торговли". Он повелел разработать "прожект соединения рек", но осуществить его не успел. В 1937 году канал связал Москву с Балтийским, Белым и Каспийским морями. А когда в 1952 году заработал Волго-Дон, Москва стала портом пяти морей, включая Азовское и Черное. Вся европейская часть России связана с тех пор глубоководной речной системой.
"Порт пяти морей" напоил и буквально спас Москву от жажды.
Жители более половины московских домов ходили за водой к уличным колонкам, колодцам и родникам и не имели канализации. На человека приходилось всего 128 литров воды в сутки. К водопроводной сети присоединено лишь 42 процента всех домов". Большинство москвичей все-таки жили в многоквартирных домах с водопроводом и канализацией. Но были и целые районы деревянных строений, как скажем, Сокольники, где люди не имели элементарных благ цивилизации.
А на пути развития водоснабжения стояло прогрессирующие обмеление Москвы-реки. Тогда специалисты подсчитали, что уже в 1938-м столице должно было понадобиться ровно столько воды, сколько могла подать в город река. Значит, в том самом году москвичи "выпили" бы всю Москву-реку до дна. Она превратилась бы в высохший овраг.
Зачем канал приподняли? Ситуация складывалась напряженная, если не критическая, - объясняет генеральный директор МГУП "Мосводоканал" Станислав Храменков. - Тогда Москва-река была единственным и слишком маломощным источником водоснабжения. Тем более что еще не была создана Москворецкая система водохранилищ. В воде реки фактически не стало кислорода. Река задыхалась от сброса сточных вод. Вода требовалась не только для бытовых нужд жителей столицы и промышленных целей, но и для оздоровления рек, протекающих в пределах города. Нужен был дополнительный источник. Ученые и инженеры-гидротехники предложили тогда оптимальный и, не побоюсь сказать, гениальный вариант использования водных ресурсов Волги... - Что определило выбор такого варианта - расстояние, рельеф местности, стоимость работ? - Учитывалось все в комплексе, но особую роль сыграли интуиция и новаторский подход проектировщиков. Канал был спроектирован с исключительной прозорливостью. Кажется, гидротехники предвидели грядущее ухудшение экологической обстановки. Все реки, встретившиеся на пути, кроме Учи, проходят под каналом. Его русло - сверху, поэтому в канал не впадает ни одна река. Сделано это неспроста, а чтобы никакие загрязнения не попали в волжскую воду, направляемую в столицу. Разве это не удивительно плыть выше лугов, полей, а потом и улиц города?
Как это ни странно, производительность установленных тогда насосов удовлетворяет и сегодняшним требованиям. Например, использовали насосы отечественного производства мощностью в 25 кубов в секунду. Потом собирались заменить их насосами в 33 куба в секунду. Но тенденции изменились. И мы встали на путь экономии. Внедрили водосчетчики. Теперь увеличивать мощность насосов нет необходимости. Правда, менять, модернизировать, совершенствовать гидротехническое оборудование все-таки необходимо. Раздвоение канала На карте видно, что канал с волжской водой возле Учи делится надвое. Здешнее водохранилище перегорожено плотинами на два самостоятельных водохранилища: западное - судоходное и восточное - отстойное, предназначенное только для водоснабжения. Отсюда судоходный канал идет на юго-запад через Химкинское водохранилище и далее двумя двухкамерными шлюзами спускается к Москве-реке, сливаясь с ней в районе Строгино. А на юго-восток от Учинского водохранилища построен водопроводный канал длиной в 28 километров. Так волжская вода приходит на Восточную водопроводную станцию. Характерно, что торжественное открытие Восточной (первоначально Сталинской) станции состоялось на следующий день после официального открытия Канала Москва-Волга. 16 июля 1937 года первые кубометры волжской питьевой воды пошли в город. Восточная водопроводная станция стала не менее совершенным сооружением, чем весь канал. Она состояла из 115 объектов, уникальных по конструктивному устройству и архитектуре. Чистота и красота всегда царят на сооружениях водоподготовки. Мрамор, пальмы, и пылинки не увидишь. В акте госкомиссии, принявшей станцию, отмечалось, что по своей мощности она превосходила водопроводные станции Европы, а по установленному стандарту очищенной воды была совершеннее всех станций Европы и США. Безопасность водоснабжения была предусмотрена изначально. До 1937 года питьевая вода в Москву подавалась только с запада - с Рублевской станции, построенной еще в 1903 году. Москворецкая вода надежно очищалась. Для подготовки волжской воды пришлось применить новые способы очистки. Восточная водопроводная станция - первая, где для обработки огромного количества воды стали применять озон. В результате питьевая вода избавилась от специфического болотного запаха и желтоватой окраски, свойственных природной волжской воде. Насколько вода, поступающая в город, защищена от угрозы загрязнений? Можно уверенно констатировать: система водоснабжения изначально была построена достаточно надежно. Возьмем Учинское водохранилище. Движение воды через него - около 30 дней. Это естественный отстойник. За месяц можно разобраться с наличием опасных загрязнений в воде и принять решение - или полностью остановить водозабор или применить дополнительные реагенты для обработки... Первые специалисты, которые пришли работать на Восточную станцию, были в основном с Рублевской. На базе этих двух станций Москва создала свою уникальную школу водопроводчиков, специалистов по подготовке высококачественной питьевой воды, инженеров системы водоснабжения. Здесь проводились лабораторные исследования и отрабатывались новые технологии. В 1952 году дала воду третья водопроводная станция - Северная, также работающая на воде волжского источника. Если мощность Восточной - 1 миллион 400 тысяч кубометров питьевой воды в сутки, то Северная способна подавать в город 1, 9 миллиона кубов. Но в последние годы в водоснабжении столицы вновь растет удельный вес москворецкого источника. В 1964-м построена Западная станция, забирающая воду из Москвы-реки в районе Барвихи. Наконец, в конце 2006-го пущена ультрасовременная Юго-Западная водопроводная станция.
Некоторые специалисты считают, что на выходе этой станции воду можно разливать в бутылки и она окажется наиболее востребованной среди всех минеральных вод, продающихся в Москве. Водоподготовка на новой станции проводится через мембранные фильтры с толщиной пор в одну сотую микрона. Это означает, что вода очищается на молекулярном уровне и при этом не превращается в дистиллированную, а сохраняет свои вкусовые качества.
Мембранные технологии, внедренные на Юго-Западной, постепенно распространятся и на другие московские станции водоподготовки. Масштабная реконструкция ожидает и станции, очищающие воду Волжского источника - Восточную и Северную. До 2020 года они будут переведены на новейшие технологии.